Г (г)24.11.24 в 19:232149 просмотров 0 комментариев 0 скачиваний
Грузоподъемный кран — это грузоподъемная машина, оснащенная стационарно установленными грузоподъемными механизма¬ми и предназначенная для подъема и перемещения в пространстве груза, подвешенного с помощью крюка или удерживаемого другим грузозахватным органом.
По конструкции грузоподъемные краны подразделяются на следующие типы:
• стреловые, у которых грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле (башенные, авто¬мобильные, пневмоколесные, гусеничные, железнодорожные, трубоукладчики, мачтовые, консольные, настенные, краны-манипуляторы); • мостовые, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке или тали, перемещающейся по мосту (мостовые, козловые, полукозловые); • кабельные, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам, закрепленным на двух опорах (кабельные, кабельно-мостовые). Грузоподъемные краны также подразделяются: • по виду грузозахватного органа (крюковые, грейферные, магнитные, штыревые, литейные, траверсные, копровые, закалочные, контейнерные и др.); • возможности перемещения (стационарные, самоподъемные, переставные, передвижные, прицепные, самоходные); • виду ходового устройства (на гусеничном ходу, на колес¬ном ходу, автомобильные, на спецшасси автомобильного типа, пневмоколесные, рельсовые, железнодорожные, шагающие, плавучие); • виду привода (ручные, электрические, механические, гидравлические, комбинированные, пневматические). Грузоподъемные краны имеют следующие основные параметры. • Грузоподъемность крана (Q, т) — наибольшая допустимая масса поднимаемого груза, включая массу съемного грузоподъемного приспособления, на подъем которой рассчитан кран в задан¬ном режиме работы. • Вылет (L, м) — расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части крана до вертикальной оси грузозахватного органа. • Момент грузовой (М, т*м) — произведение величины вы¬лета и соответствующей ему грузоподъемности:
М = QL.
• Высота подъема — расстояние по вертикали от уровня пола до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении. • Пролет — расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути для кранов мостового типа. • Глубина опускания — расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении (она равна 5 м в рабочем положении). • Скорость подъема (опускания) груза — скорость вертикального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения. • Скорость передвижения крана (тележки) и скорость пере¬движения крана (тележки) в установившемся режиме движения. Основные параметры крана указываются в его паспорте и должны найти отражение в производственных инструкциях для крановщиков и стропальщиков. На грузоподъемных машинах применяются следующие тормоза: • ленточные — торможение осуществляется за счет трения гибкой стальной ленты по поверхности тормозного шкива. В качестве привода используются электромагниты или гидротолкатели; • колодочные, состоящие из двух колодок, прикрепляемых к тормозным рычагам, которые под действием замыкающего устройства (сжатой пружины, массы груза) плотно накладываются на поверхность тормозного шкива; • дисковые — торможение осуществляется за счет прижатия дисков, вращающихся вместе с валом механизма, неподвижным диском.