Это такая вещь, которую хотят все акционеры, и получают, только разными способами. Сметная прибыль берется в расчете 50-90% от ФОТа для наших спецмонтажных работ и потому новые акционеры, сменившие старых-добрых комуняк с них сыты не будут. Хотя прибыль должна по идее расходоваться на обучение, социальные нужны и другие расходы, связанные с развитием организации и работников. Но денежки хочется иметь и иметь большие. Нормальные руководители имеют прибыль с оставшихся денег и потому заинтересованы в ее увеличении нормальными и справедливыми способами. Если у руководства не хватает опыта, мозгов и марали так работать, а вместо этого есть жадность и безпринципность, то делить то, что остается после стройки бывает нечего, потому как может ничего и не остаться. Для этого, чтобы не мучиться с организацией и планированием работ в ход идет перераспределение расходов всей сметы, т.е. снимается процент с контракта, а за оставшееся – строится. Но даже с уже поделенными денежками можно нормально сработать, если есть квалифицированные кадры. Даже если прибыль берут таким наплевательским методом, как процент от всего, но вот резервы ее увеличения или снижения бывают очень конкретными. Получает строительная организация прибыль на разнице между запланированными сметными и фактически понесенными расходами, которые могут складываться из разных затрат:
- на разнице стоимости по договору между заказчиком и субчиком; - на накрутке на стоимости материалов или разнице в оцененных и купленных материалов; - на экономии на заложенной стоимости человеко-часа; - на экономии на машинах и механизмах; - на задержке зарплаты; - и остальное, что здесь не указал.
Получается не варварских способов просчитать и получить прибыль не так уж много, тем более, если взялись за заранее не райские условия по договору, то найти дурачка, который бы сделал за еще дешевле, просто не реально. Часто прибыль планируют и считают с проложенного кабеля, снимая сливки с расценок, как с самого дорогого. Это всегда удобно руководству и более-менее справедливо для монтажников.
Уменьшают прибыль и зарплату до начала стройки: - плохие рабочие чертежи, по которым потом вылазит куча неучтенных расходов; - плохие условия по договору в части низкой стоимости и т.п.; - плохие сметные расчеты; Уменьшают прибыль и зарплату в процессе стройки: - удаление управленческого решения и ИТР от объекта (АУП с ИТРами может быть много, но сидеть они могут в большинстве не на объекте); - простои людей и техники в результате не правильной организации производства и отсутствия планирования; - переделки (демонтаж-монтаж) за свой счет; - не оформленные и не запроцентованные объемы по допработам; - низкая выработка рабочих; Увеличивает прибыль и зарплату в процессе стройки: - хорошая организация производства с высокими темпами и отсутствием простоев; - оформленные и запроцентованные объемы по допработам; - высокая выработка рабочих.
Получается накосячить и упустить, как прибыль, так и зарплату можно куда более разными способами, чем ее увеличить, поэтому руководство, чтобы получить свое, делает проще и рассчитывает прибыль не исходя из того, что осталось, а сразу, при производстве сметных расчетов. Чтобы не потерять денежки никто не позволит заплатить зарплаты и оплатить за технику больше, чем запроцентовали и контроль высшего руководства именно за этим как раз и обеспечивает им контроль за получением запланированной прибыли. Поэтому все простои, низкая выработка, переделки и т.п., т.е. все то, из-за чего может уменьшиться прибыль по вине участка, в основном как бы там не обещали, будет отражаться на работниках участка если не в конкретном месяце, то в последующих. Ну а если не допускать переделок, делая все сразу качественно, держать выработку на высоком уровне и не тупить по крупному, то прибыль будет вместе с нашей расчетной зарплатой.
Если не контролировать выработку, ФОТ, технику и все остальное, то деньги растают очень быстро, и не должен ни директор, ни его зам следить за этим, быть деспотом резать кому-то зарплату и т.п., это целиком и полностью дело начальника участка, а директор должен обеспечить организацию прибыльными договорами. Начальнику участка легче контролировать участок и ему никакого анализа не нужно. Это в офисе ничего не знают и, скорее всего никогда не узнают, а потому не смогут оперативно решить проблемы и управлять. Если ты видишь, что рабочие не напрягаются, то и прибыль с зарплатой будет ниже. Видишь, что поперли куча измов – нужно их оформлять, чтобы получить за них деньги. Видишь что на эксплуатации машин заложено мало денег – решай вопрос как уложиться по деньгам. Видишь, что полно спиногрызов не выполняют свои задачи – решай, откуда брать других или как заставить работать тех, что имеешь. Видишь по материалам и оборудованию бардак – назначай ответственным отдельного человека, только чтобы тот занимался абсолютно всем, начиная от накопительных таблиц и накладными и заканчивая отчетами на процентовку и списанием с возвратом неиспользованного. Видишь, что по сметам объект не прибылен – решай, что с этим делать. И кстати многие прошареные этот вопрос решают самым первым, прежде чем ехать на объект.
Толку вести учет и отчетность с трехэтажными таблицами, если это все уже результат и он состоялся. Ни высшее руководство, ни сам начальник участка уже ничего не сделает – поздно. Поэтому нужно планировать нормально, делать четкий ППР с графиком производства работ, а для себя, чтобы потом по ним работать, там же, в техкартах даже чел-дни, маш-дни и т.п. расчеты спецом для всего этого и напридумывали не просто так. Чтобы держать выработку на соответствующем уровне, рассказывая, сколько за какое время монтажники должны сделать. И не нужно потом делать никакой анализ, при таком планировании, все уже должно быть отлично, вместе с прибылью.
Когда дают свою цену, если опускались в чем-то по цене, то всегда знают, где и на сколько. Такое должно быть известно высшему руководству, и оно не может сделать круглые глаза типа, а почему же такое произошло и т.п. Т.е. если сознательно шли на такой уровень затрат, то должны знать за счет чего или кого это будет делаться. Стройка дело очень не равномерное, бывает весной вообще практически не бывает выполнения (процентовки), а зарплату людям нужно откуда-то платить и если рабочих еще можно отправить в неоплачиваемый отпуск, то ИТР на тендерах и подготовке производства необходим. У организация, работающих с бюджетниками вообще перечисление раз в квартал. Т.е. речь в строительстве идет не просто о выплате зарплаты как положено без задержек, а еще и в наличии специальных на это фондов как раз, чтобы сгладить такие периоды.
Прибыль - это те же деньги, что заложены на все остальное, это тот процент, ради которого акционеры держат фирму. И если им не давать этого интереса по-хорошему, то хуже будет всем.