Если просто ввести систему инженер+бригадир вместо нормального мастера, ничего остального не меняя, то может возникнуть все то, что я уже написал, а именно расслоение на лохов, падение уровня линейных производителей работ вместе с качеством строительства. Руководство обычно такая система устраивает до момента, когда она начинает буксовать в финансовом плане, и даже тогда еще пару лет можно протянуть пока народ окончательно не разбежится. Более того, ленивые производители работ будут лизать директору зад лишь бы их не заставили делать, что положено и не вернули им их функции, будут говорить, что все хорошо и что виновато во всем только ПТО.
Что можно сделать при этом, чтобы все жили хорошо и счастливо? Самое первое, почему руководство не желает увеличивать численность ПТО на объекте, это расходы на наше содержание в связи с отсутствием отдельно выделенных денежных средств на то, чтобы прокормить дополнительных ИТР. Т.е. мы так же кормимся с объекта, хотя отдельная заработная плата для нас нигде не предусмотрена. А тот, кто верит, что эта зарплата сидит в накладных, видимо не совсем соображает, что ее на то, что нужно вообще не хватает, не говоря уже о лишних ртах в виде канцелярских крыс на объекте, которых может развестись больше, чем в самом офисе.
Чтобы понять, что можно и нужно сделать, необходимо знать, кто и что должен делать изначально и что делает при такой сложившейся системе. Мастер участка в такой системе стал на самом деле бригадиром и выполняет несоизмеримо меньше, чем раньше, при этом, он не работает руками, как должен это делать бригадир, став, тем самым спиногрызом. Вот примерный перечень должностных обязанностей.
Должностные обязанности инженера ПТО и чем еще реально его напрягают заниматься
Должностные обязанности линейных производителей работ (бумажки) не считая руководства производством работ (мастер, прораб, начальник участка) и что зачастую делает за них ПТО
Т.е. видно, что в принципе много «бумажной работы должны делать производители работ и примерно столько они могут перекинуть и перекидывают на ПТО, если позволит высшее руководство. Производственно-технический отдел (ПТО) – именно так эта жопа и называется, и даже из названия видно, что работа может быть очень разной, которая вся связана с производством. Конечно, есть много еще каких обязанностей и всех их сюда не вписать, а в маленьких организациях, вообще нужно все уметь делать. Очень туманные и размытые формулировки, часто пишут в обязанностях инженера ПТО, например фразу «технический надзор за строительством» обычный человек может понимать, как "он должен сидеть на объекте, как технадзор и проверять правильность работы наших мастеров". Тоже самое и в отношении учета объемов и т.п. на объекте или приемки работ, т.е. все то, что должны делать производители работ. Короче, бред какой пишут, в наглую перекладывают чужие обязанности, причем документально и сразу при приеме на работу.
Много именно своей работы инженером ПТО просто не делается, потому как не успевают, плюс к этому много обязанностей линейных производителей работ и просто хотелок руководства вешают на ПТО. Абсолютно все, что делается на стройке, завязано на бумажки, т.е. на работу ПТО и сметного отдела. И по опыту работы производителей работ, все косяки, как правило, легче и удобней всего повесить именно на ПТО. Даже должностная инструкция не спасет, потому как реально вписать в обязанности все то, что должен был по идее делать производитель работ, а теперь это отдали нам, не возможно. А если и впишут, то это настолько будет противоречить всем нормам и даже тупой логике, что хоть умри, а ничего хорошего ни вам, ни строительству от этого не будет.
Все завязано на ПТО, т.е. студент может никогда и не узнает от чего у него зависит зарплата или объем выполняемой работы, а руководство этим будет пользоваться. Например, сэкономило руководство на снабженце, материалы и оборудование поставки заказчика или генподрядчика принимал кладовщик грубо сравнивая только с накладными, и в результате, в конце объекта со списанием работает ПТО. И потом думаешь, участвую в приемке, занимаясь чужой работой и не успеваешь при этом делать исполнительную, или забиваешь, но потом получаешь большие сложности. Когда все-таки начал заниматься не своим делом, помогая кому-то, но при этом возник косяк, наказывать будут именно того, кто делал, "ну ты же начал заниматься, вот и заканчивай, я бы сделал по-другому и лучше". В общем, если знаете, что из того, что должно делаться не вами не делается, и это очень сильно повлияет на вашу работу, то лучше уведомить хотя бы начальника участка, а если тот не хочет слушать, в последнюю очередь писать служебки в мягкой форме. Вообще, служебками пользоваться очень не хорошо и того, кто их постоянно строчит, не уважает никто, и в первую очередь теми, кому они адресованы.
ПТО может делится на две-три группы, или просто на должности: - группа подготовки производства – ППР с техкартами, графики производства работ; - группа по материалам – ведомости поставок (лимитно-комплектовочная ведомость), заявки; - сметная группа – КС-2, КС-3, КС-6а, начальная подготовка и последующая проверка (не ведение) М-29.
Сметчики, либо находятся в составе ПТО, либо в составе своего отдела. Тендерами занимаются все, потому выделять в отдельную группу смысла нет, чтобы одни сидели ничего не делали, а другие "умирали" по ночам и выходным. Сметчики чаще и быстрее становятся специалистами в связи с более узкой спецификой работы, на ПТОшника же можно повесить все и потому можно научиться чему угодно, но только не тому, что в действительности нужно и самое главное, что тому, что ценит руководство и еще более главнее – нормально оплачивает.
Ну, а на объект набирают инженеров ПТО, чтобы спихнуть им всю бумажную работу всех линейных производителей работ, начиная от бригадира и мастера и заканчивая кладовщиком, механиком и начальником участка. На объекте у субчика обычно нет секретаря, очень в редких случаях на крупном объекте они бывают, но если на объекте есть инженер ПТО и рядом стоит факс или копир с компьютером, то абсолютно все хотят себе секретаря. У меня на объекте все монтажники научились пользоваться ксероксом и факсом, и если позволить себе в этом сесть на шею на крупном объекте, будете заниматься только этим полдня. Не приучать!
По умным книжкам могут быть отделы или службы комплексной подготовки производства (ОКПП), инженерной подготовки производства (ИПП), группа подготовки производства (ГПП) и т.п., подчиняющиеся главному инженеру. Но, как правило, все это объединяется в ПТО с кучей молодых специалистов, либо вообще забивается и не делается, потому как производственников столько не наберешь на объекты, сколько их нужно для таких служб.
В общем, ПТОшник должен, по большей части, сидеть именно в офисе, не считая генподрядные организации, где всех, включая и бухгалтерию резонно стараются приблизить к объекту, потому что позволяют объемы. На объект же набирают не инженеров ПТО, а студентов, чтобы те выполняли за кого-то их работу, ну и так как это удобно и никакой другой должности попросту не существует, обзывают их так же инженерами ПТО, хотя занимаются, как правило, они не тем, чем в действительности должны заниматься инженера ПТО.
С другой стороны, предположим, вы не дай боже директор или на худой конец начальник участка. Где будете брать нормальных рабочих на определенную зарплату? Где искать нормальных мастеров, прорабов или начальника участка? А линейщики это не торгаши, их нормальных просто так не найдешь, еще плюс согласных на длительные командировки. Все спецы ушли туда, где платят в разы больше, но кем-то все-таки нужно строить. И приходится брать то, что осталось – монтажники, очень жиденько разбавленные специалистами электромонтажниками, недомастеров-полубригадиров, молодых студентов, чтобы те как-то компенсировали высокие требования заказчика, занимаясь бумажками, и козла отпущения, чтобы за все это отвечал. На определенную зарплату и контингент соответствующий идет, отсеивается, из него взращиваются более-менее специалисты и так же часто уходят, набравшись опыта и стажа. Нету сейчас нормальных работников, которые бы все делали, что положено, а если и есть, то один на всю контору и не будет руководство на него ориентироваться. Люди все разные и если на одном все нормально выполняется, то на остальных пяти-десяти все плохо, а проблему нужно как-то решать.
Но все при этом хотят получать много и если есть возможность, так и стараются. Просто перераспределение обязанностей влечет за собой таким же образом перераспределение и денежек. Ну и в нашей системе, за такое должен кто-то платить – пускай это будет постоянно новый молодой инженер ПТО, потому как производители работ просто не пойдут на такое работать за такую зарплату. А на зарплате экономят даже заказчики, только подрядчик, экономя на людях, делает это чтобы заплатить другому или взять в штат лишний рот и платить ему 20тыс., а заказчик делает то же самое, чтобы платить другому раза в два-четыре больше.
Специалиста сейчас очень сложно найти. Переманить не реально – будешь платить ему больше всех – старички обидятся, и не факт, что будет работать больше или лучше тех же старичков. Обычно спецы приходят в контору сами, но такое бывает только на хорошем подъеме фирмы, который бывает только раз в двадцать лет и точно так же уходят, если находят место потеплее, а такие обычно не ищут работу, а наоборот работа ищет их. Остается самим взращивать из молодых. Если кто-то думает, что, работая где-то, он плохо что-то делает только потому, что мало платят или там это временно – это не так, как привыкнет на первой максимум третьей работе, так и будет всю жизнь. Часто многие выбирают практически ничего не делать и получать как все, чем получать вдвое больше, но работать при этом вчетверо больше, плюс в нерабочее время.
А у производителей работ в принципе итак много проблем, не считая исполниловки и всей бумажной работы, что указал выше. Например, у мастера, если нет бригадиров, то он сам стоит с рабочими и руководит процессом и естественно это уменьшает другую работу ровно на столько, сколько это времени забирает, а наряды-допуска, вообще отдельная тема. Начальнику участка вообще тяжко: работу распланируй, людей и технику у руководства выбей, договора с аборигенами-землекопами заключи, жилье с питанием организуй, на объект людей допусти, охрану труда и технику безопасности проведи, с субчиками договорись, генподрядчика достань, заказчику наври, авторского надзора уболтай, с технадзором забухай, заявки на материалы и инструмент напиши и отправь, задания мастерам выдай, командировочные закажи и отдай, путевые листы проверь и подпиши, материалы с оборудованием разгрузи и прими, табеля на всех проверь и перепроверь, зарплату по выполнению подели, субчика объемы проверь, вечером на планерке нагоняй получи, потом утром мастерам нагоняй раздай, бензин найди, технику почини и много еще чего.
Короче, много работы, даже если сам ничего не делаешь, нужно держать в голове все, давать указания, чтобы делали, а потом следить, чтобы исполняли и корректировать. Если у начальника участка на крупном объекте в подчинении нет прорабов, то все эти проблемы и много чего еще другого ложится большими трудностями на него. Тем более стройка в начале только раскачивается и если не делать все наперед, когда время еще есть, бухая, потом не будет физически времени, даже просто вспоминать и выдавать задания. И конечно, особенно если ставят начальником участка молодого мастера или просто раздолбая, ему в принципе не реально в начале все это контролировать и еще плюс исполнительную документацию вести, что из части его обязанностей. А если не планировать на будущее и не делать потихоньку все наперед, все это, как снежный ком накрывает ежемесячно.
Раньше аттестации были серьезные, а сейчас, чтобы человек просто не ушел, дают должность. Молодой специалист с высшим образованием пришел и уже не хочет быть просто техником ПТО, ему подавай инженера, хотя он ничего пока не умеет. А если слать такого на объект, то за маленькую зарплату не согласится вообще. Кто годик-три поработал уже инженер или первой категории или ведущий, которого не загнать на объект. Это через 5лет на пенсию надо идти с таким успехом, карьерный рост кончился и заинтересовать человека развиваться и работать больше нечем. Очень сильно упал уровень не только производителей работ, но и инженеров.
Нанимать себе девочку за гроши в помощь на объекте, чтобы та делала акты, помогая начальнику участка и мастерам это одно. Но когда начальник участка говорит, что это не его, забирают у него эти обязанности и отдают ПТО, создают под это дело штат оболтусов, это совсем другое дело и самое главное - другие деньги с перепутанными обязанностями.
И очень смешно смотреть вакансии на выдуманных «инженеров ПТО по исполнительной документации» плюс еще с опытом работы от года до трех и высшим образованием ПГС. Да ни один нормальный инженер не пойдет добровольно на такую работу, разве, что у него вообще нет вариантов, плюс больше года-двух не задержится на ней. И берут обычно вообще без опыта работы учителей, военных пенсионеров, экономистов, машиностроителей и т.п., а если образование околостроительное есть, то вообще все отлично. А так как, менее, чем за энную сумму человека даже без опыта и образования на объект часто не загонишь, обещают сразу много, а потом или не выполняют, или после года-двух работы не прибавляют зарплаты, от чего наш студент огорчается и уходит искать туда, где по идее платят побольше. Хотя побольше на такой работе не возможно заработать в принципе (если рассматривать между субподрядчиками).
У производителя работ на линии самая длинная карьера, а что может быть у ПТОшника? Техник ПТО (без высшего образования), инженер ПТО, инженер ПТО 2 категории, инженер ПТО 1 категории, ведущий инженер, руководитель группы, начальник ПТО и все, с не очень большой разницей в зарплатах. На линии же при наличии среднего технического образования можно начать с простого монтажника, потом выше бригадиром, потом мастером, потом прорабом, потом начальником участка, дальше или раньше этого можно осесть в ПТО инженером, стать главным инженером или заместителем директора по производству, уйти в снабжение, короче практически кем угодно и куда угодно. И это все можно сделать без высшего образования в основном только на стаже и опыте. При сегодняшнем положении дел с разделением на лохов, канцелярских крыс и недопроизводственников, инженер ПТО на объекте с никому не нужным там высшим образованием, как устроится на исполнительную документацию, так и сдохнет на ней, если вовремя не соскочит. А если и будет получать на такой работе более-менее приличные деньги в 30-50тыс, сидя до ночи и напрягаясь до потери сознания на процентовку, то рядышком на той же стройке или даже в той же организации те же монтажники и мастера будут получать 60-100тыс. не напрягаясь, не задерживаясь на работе и с совершенно с похуистическим отношением к отчетности, от чего зависит ваше же времяпровождение на работе.
Есть еще такая популярная фишка у руководства, мол, не увеличивают количество человек исполниловке в связи с тем, что будет «перерасход ФОТа». Бывает, сразу после того, как прислали или потом объявляют, что уменьшают заработную плату всем инженерам по этой же причине. При этом никто не говорит, какие расчеты этого ФОТа или на худой конец, какие расчеты численности инженеров ПТО. Кто и как считал? По аналогам? Хорошо, давайте узнаем все о аналогичном объекте, если он был и сравним ситуацию. Например, сумму договора, длину всего кабеля в одну нитку, стоимость чел-часа, длительность строительства, максимальное количество человек, какое было на пике стройки, сколько мастеров было. Самое главное, что было с исполнительной документацией на этом аналогичном объекте, сдали ее без проблем, либо кто-то в конце "мучился" на "отвали". И каждый из параметров ну очень влияет на работу, а если их рассмотреть все, то не будет ни одного одинакового объекта. По деньгам? Давайте разберемся, как считали и делили деньги на ИТР участка, если вообще в курсе, откуда они берутся. Если, кто-то просто посчитал, что на такое-то количество линейных производителей работ хватит столько-то инженеров ПТО, то пускай покажет умную книжку, справочник или любой другой материал, где бы были примеры подобных расчетов. Например, на бумажную работу у мастера должно уходить 30% (значит инженер ПТО может обслужить троих мастеров) его времени и все, или там 50% (тогда двоих), в общем, пускай даст бумажку с цифрами. Хотя, сколько при этом инженеров ПТО может заменить одного прораба – кто его знает и как потом считать, если их вообще нет на объекте? В большинстве случаев, это просто громкие слова, потому как никто и никогда такие расчеты не делал и не собирается делать. Конечно, когда принимают лишние рты в виде нашего брата идет перерасход в любом случае, и чем меньше таких будет на объекте, тем меньше сожрут, только зависит этот перерасход не только от нас. Решение принимается просто, чтобы сэкономить и опустить на зарплату исполнителей, чтобы на другом или следующем объекте такие исполнители голову не подымали и работали за мелоч или работали за нормальную зарплату, но вчетверо больше.
Лично, я считаю, что при нынешней системе, расчет должен быть таким – 1 инженер ПТО на 3 мастера плюс один вместо прораба (если его нет или он есть, но не ведет исполниловку и все остальное), т.е. на 3 мастера – 2 инженера ПТО. Только с таким минимальным количеством можно успеть вести исполнительную документацию, учет, отчетность и все остальное, что сейчас не хотят делать линейные производители работ. Ну и при самых плохих раскладах, когда мастера с прорабом ну вообще забивают на работу, инженеров должно быть по одному на мастера.
Перекос должностных обязанностей между линейными производителями работ и инженерами ПТО провоцирует недопустимую текучку кадров и как следствие – отсутствие сложившегося уровня специалистов в организации. Все косяки, возникающие при такой системе, относятся либо к тому, что ПТО не успевает, либо к тому, что ПТО не умеет, а потому не успевает. А глянешь, вроде сидят все, до ночи работают, и тут либо просто сидят не работают, либо действительно не успевают. Если копнуть глубже, то окажется, что-либо они не умеют делать то, чем занимаются, либо занимаются тем, чем не нужно, что образовывается при принятии неправильных решений производителями работ. Поэтому вопрос не исполнения указаний и должностных обязанностей целиком упирается в нормы по объемам и к количественному составу соответственно. Руководство часто экспериментирует: поставить пару человек, когда на прошлом таком же работало десять и посмотреть, справятся или нет? А если отправить новеньких взамен уволившимся что будет? Для того, чтобы на другом объекте сделать так же и говорить, что вон на прошлом таком же сидело столько то и все успевало. Но в итоге все эти интрижки приводят только к тому, что объект оказывается в глубокой жопе и винить за это руководство может только себя. Конечно, бывают отдельные личности, которые все успевают, но где они? Поработав годик, такие уходят к генподрядчику или даже заказчику. А все только потому, что нет никаких норм и нет четких должностных обязанностей, которые если и назначают, то они все настолько размыты и смазаны с обязанностями производителей работ при таком разделении, что в работе исчезла слаженность. И там, где какие-то вещи должен делать один человек, сделали ненужную цепочку. А лишняя цепочка, это по любому стрелки, искажение информации, потеря времени и денег.
Отделу кадров или менеджеру по персоналу выдают задание найти инженера ПТО на объект, кадровик сам не знает чего требовать, что спрашивать и как определить подходит человек или нет. Начинают просить должностную инструкцию, а руководство просто берет долго не разбираясь и переписывает подряд примерно все, что должен делать мастер и прораб из бумажной работы. При этом у мастера с прорабом эти должностные обязанности остались, потом все-таки берут и вычеркивают эти функции у производителей работ. Вот так рождается идиотизм.
И лучше уж ПТО будет помогать производителям работ, чем это полностью ляжет на них, иначе молодые мастера с прорабами, не поработав раньше и не зная, кто и что должен на самом деле делать, взращиваются не в полноценных спецов-зубров, которые и в ПТО могут уйти или в сметчики, а в идиотов недопроизводственников, которые устроившись в нормальную организацию могут стать только опять монтажниками.