Эксперт: Строительство трубопроводов вредит российской экономике, мешая её модернизации
В России09.04.12 в 10:011192 просмотра 0 комментариев
09.04.12, Москва, 09:48 Если параметры Nabucco снизятся вдвое, это станет тактической победой "Газпрома", считает завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов, как пишет "Наша версия".
Дело в том, что Nabucco был очевидным конкурентом проекту "Южный поток", который реализуется "Газпромом" с целью диверсификации поставок природного газа в Европу и снижения зависимости поставщиков и покупателей от стран-транзитёров, в частности от Украины и Турции. Однако победа "Газпрома" может стать поистине пирровой. Тому примером - строительство "Северного потока" (Nord Stream), доставившего газ в Германию и далее в страны Европы в обход Украины по дну Балтийского моря. Не успели отзвучать фанфары в честь его торжественного открытия, когда символический белый вентиль в городе Лубмине откручивали федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, президент России Дмитрий Медведев, премьер-министр Нидерландов Марк Рютте и премьер-министр Франции Франсуа Фийон, как выяснилось, что Украина может не беспокоиться - конкурентом ей "Северный поток" не станет.
Еврокомиссия обязала газопроводы NEF и OPAL, соединяющие "Северный поток" с газовой инфраструктурой Евросоюза, резервировать до 50% их мощности под доступ других поставщиков газа. Это означает, что через Nord Stream "Газпром" сможет прокачивать порядка 27,5 млрд кубометров газа, то есть только половину мощности газопровода.
А на днях против "Северного потока" выступил... германский бундесвер. Военные выяснили, что проектировщики запланировали проложить газопровод по территории немецкого морского артиллерийского полигона "Померанская бухта". Министерство обороны Германии выступило с заявлением, в котором не исключило возможного повреждения "Северного потока". Произойти это может, несмотря на то что в ходе учений обычно используются снаряды-болванки без взрывчатки. Однако, если такая болванка ударит по трубе или упадёт от неё достаточно близко, у трубопровода могут разойтись швы. Так что теперь проектировщики обязаны либо обеспечить защиту трубопроводу, что влетит в копеечку, либо спроектировать новый путь для перекладки этого участка трубопровода, что будет ещё дороже. Вообще, ни в строительстве "Южного потока", ни в строительстве "Северного" для России нет абсолютно никакой экономической, финансовой либо политической целесообразности, считает украинский эксперт по вопросам безопасности и кризисным ситуациям Фёдор Яковлев.
"Всё обстоит с точностью до наоборот, - говорит он. - Если "Газпрому" необходимо увеличивать поставки газа в Европу, что весьма сомнительно с точки зрения перспективы с учётом роста использования европейскими государствами альтернативных источников энергии, то даже в этом случае гораздо дешевле, причём в несколько раз, увеличивать возможности газопроводов, идущих через территорию Украины и Беларуси. При этом при обосновании необходимости строительства "Южного потока" очень много спекуляций на тему "украинской трубы" и её пресловутой "нэзалэжности", но ведь "белорусская труба" полностью принадлежит "Газпрому"! Тогда зачем "Северный поток"?"
К тому же строительство таких грандиозных газопроводов становится ненужным с развитием технологий сжижения газа. Сейчас чаще всего применяется схема строительства короткого газопровода от месторождения до ближайшего морского порта, рядом с которым строится завод по сжижению газа. А затем сжиженный газ отправляется по морю к потребителям, у которых также возле порта может быть построено хранилище для сжиженного газа.
Да, эта технология пока ещё дороже трубопроводных поставок. Но ненамного. А в разгар кризиса Катару, развивающему поставки сжиженного газа со своих месторождений, даже удалось поставлять газ по ценам ниже газпромовских - потеснив российского газового монополиста на мировом рынке. К тому же не стоит забывать, что технология сжижения газа с последующей транспортировкой очень молода. А значит, её ждёт постепенное снижение себестоимости. Чего не стоит ждать от трубопроводного транспорта - скорее он станет дороже из-за роста цен на металл и рабочую силу, которой для обслуживания мощной "трубы" требуется гораздо больше, чем на судно-газовоз.
Итог: строительство трубопроводов вредит российской экономике, мешая её модернизации. Так считает Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК. "Для того чтобы окупить капиталовложения в них, трубы необходимо наполнять. А значит, ресурсы страны идут вначале на добычу, затем на инфраструктуру для добытого, затем - на рост добычи, чтобы эту инфраструктуру окупить. В результате мы обречены добывать, добывать..." - поясняет эксперт. Подробнее читайте на http://www.oilru.com/news/312159/